В Москве хотят протестировать «отложенное голосование»
В ходе сегодняшнего заседания Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами в Москве обсудили вопрос проведения тестового голосования для проверки системы. Его планируют провести 30–31 июля, до начала приема заявок для участия в ДЭГ, принимать которые будут со 2 августа.
В тесте смогут принять участие совершеннолетние москвичи с полной учетной записью на mos.ru (около 4,6 млн человек), отвечая на два вопроса с несколькими вариантами ответов:
«Для каких профессий, непосредственно контактирующих с людьми, стоит ввести обязательную вакцинацию от COVID-19?
Какой транспорт нужно развивать в первую очередь — личный или общественный?»
Подробнее о тестировании «отложенного голосования» рассказал начальник Управления по совершенствованию территориального управления и развитию смарт-проектов Правительства Москвы Артем Костырко:
«Эта опция позволит после нажатия кнопки «проголосовать» спустя некоторое время вернуться к электронному бюллетеню, который находится в режиме автосохранения, и изменить свое решение. Засчитан будет только голос, сделанный последним по времени».
Также в ходе проверки опробуют функцию помощника для слабовидящих и систему навигации между бюллетенями.
Интересный момент: Москву предполагается использовать как тестовый регион для разнообразных новшеств, применяемых в ходе дистанционного электронного голосования. По словам председателя ЦИК Эллы Памфиловой, именно в столице собираются отработать механизм «отложенного голосования», перед тем как выносить этот опыт на федеральный уровень.
Для чего необходима функция «отложенного голосования», как она будет работать и какие проблемы решает, рассказывает генеральный секретарь Партии прямой демократии Олег Артамонов:
Для понимания, что такое «отложенное голосование» и зачем оно вообще нужно, необходимо углубиться в технические детали реализации ДЭГ.
До последнего времени — на голосованиях по Конституции и на ЕДГ 13 сентября 2020 — избиратель получал электронный бюллетень, проставлял в нём галочки и отправлял в систему ДЭГ, где он практически мгновенно (за вычетом каких-то мгновений ожидания во внутренних технических очередях) попадал в блокчейн, по которому после окончания голосования и считались голоса.
При этом у небольшого — около 1–2 % — числа избирателей могли случиться те или иные проблемы с отправкой бюллетеня, чаще всего из-за проблем с какими-то экзотическими плагинами в браузере. Часть этих проблем удавалось решить звонком в службу поддержки, но некоторые избиратели пробовали разобраться самостоятельно — и, например, перезагрузив компьютер или просто закрыв браузер, «теряли» бюллетень. Старый закрыли, новый система не выдаёт, так как больше одного раза выдавать бюллетень нельзя (из-за анонимизации бюллетеней ради соблюдения тайны голосования система потом не смогла бы определить, приняла она от конкретного избирателя только один бюллетень — или несколько), проголосовать избиратель не может.
Именно эту проблему в первую очередь сейчас и пытаются решить через так называемое «отложенное голосование».
Технически это означает использование не одного, а двух блокчейнов — в первом сохраняются все полученные от избирателей бюллетени, а во второй данные переносятся с задержкой, причём, если в первом система обнаруживает несколько дублирующихся бюллетеней, то вносится только последний. По второму блокчейну уже подсчитываются результаты.
Про эксперимент же и отладку на московском голосовании здесь говорится по простой причине. Функция действительно новая, и довольно сложная — её авторы решали не самую тривиальную задачу сохранения тайны голосования (просто подписать бюллетень фамилией избирателя по понятным причинам нельзя, равно как и присвоить какой-то номер, по которому можно было бы проследить бюллетень обратно до конкретного человека) при реализации возможности поиска дублирующихся (то есть полученных от одного избирателя) бюллетеней, да при этом ещё и соблюсти законодательство, запрещающее выдавать одному человеку несколько бюллетеней — то есть, одно это уже было сложным лавированием в исполнении разработчиков, архитекторов и юристов ЦИК РФ. Один только вопрос, сколько времени должно даваться избирателю на «вторую попытку», уже вызвал получасовую дискуссию на очной встрече экспертов технической рабочей группы ДИТ Москвы.
Соответственно, внедрение такой функции — ресурсно весьма затратный проект, при этом насколько она сможет в реальности помочь обойти мелкие сбои на устройствах избирателей, будет ясно только после её практического применения. Поэтому, собственно, она и внедряется на данный момент только в одной из систем ДЭГ — московской; покажет свою эффективность — очевидно, будет в следующем году добавлена и в систему федеральную.
При этом с точки зрения избирателя, у которого с первой попытки всё хорошо, в процессе голосования вообще ничего не изменится.