Как ДЭГ изменит ситуацию с голосованием в отдаленных районах
В прошлом материале, посвященном стоимости дистанционного электронного голосования в России, мы упомянули голосование в труднодоступных местностях. Давайте посмотрим, действительно ли голосование там требует очень больших затрат, какие оно влечет за собой проблемы и способно ли дистанционное электронное голосование разрешить те трудности, с которыми сейчас сталкиваются ЦИК и регионы, организуя выборы на этих сложных территориях. Также мы проанализируем, готовы ли сейчас к ДЭГ подобные территории с точки зрения инфраструктуры связи и сможет ли дистанционное электронное голосование прийти на смену традиционному в труднодоступных районах.
Сколько стоит голосование в труднодоступных местностях и с какими проблемами сталкиваются местные избирательные комиссии при его организации?
В мае этого года Николай Булаев, касаясь вопроса выбора конкретных регионов для ДЭГ в этом году, сказал буквально следующее: «Что предлагает Мурманск? Давайте посмотрим труднодоступные. Сколько денег мы тратим на организацию голосования в труднодоступных местностях, я сейчас на память называть не буду, но это не одна сотня миллионов рублей».
Стоимость голосования в труднодоступных местностях для бюджета страны озвучивал в 2015 году Владимир Чуров: «Есть возможность сэкономить 500 млн руб. как минимум, если законодатели дадут нам право на 300 тыс. избирателей, живущих в экстремальных условиях, распространить правила дистанционного голосования, как для кораблей. Радио, телефон, спутниковый телефон».
Кстати, это важный момент, демонстрирующий, что запрос на дистанционное голосование первоначально возник на почве организации голосований в труднодоступных и отдаленных местностях.
Чтобы привести пример реальных затрат в этом году, давайте обратимся к опыту Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Недавно ЦИК дополнительно выделил избирательной комиссии ЯНАО 50 млн. руб. в связи с необходимостью использования авиации для организации и проведения выборов в труднодоступных местностях.
Для полноты картины необходимо понимать все особенности данного процесса. Согласно статье 82 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2021) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях.
Сначала может показаться, что этого времени может быть достаточно, но есть нюансы. Ведь должны быть заключены договоры со специализированными организациями, оказывающими транспортные услуги с использованием воздушной техники либо наземной техники повышенной проходимости. Есть необходимость и в составлении схемы транспортных маршрутов и оповещении в установленном порядке МЧС. Но даже если соответствующая подготовка и будет проведена должным образом, может вмешаться погода, и тогда этих двадцати отведенных законом дней становится критически мало.
Что касается примера выделения в этом году 50 млн. руб. для Ямало-Ненецкого автономного округа, то в нем нет ничего удивительного. Авиация стоит дорого. Прекрасный пример из этой области можно обнаружить в Вестнике ЦИК №4 2013 г.:
«Так, на выборах Президента Российской̆ Федерации 4 марта 2012 года в Чукотском автономном округе с использованием авиатранспорта досрочно проголосовало 413 избирателей̆, протяженность транспортных маршрутов составила 7263 километра, а затраты на проведение такого голосования превысили 8 миллионов рублей̆, на голосование одного избирателя было затрачено 20 614 рублей̆ — в 19 раз больше средних затрат на одного избирателя по округу (1091 рубль), в Ханты-Мансийском автономном округе досрочно проголосовали с использованием авиатранспорта 1023 избирателя, общая протяженность авиамаршрутов — 11 327 километров, затраты — около 8 миллионов рублей̆, или 7755 рублей̆ на одного избирателя, то есть в 60 раз больше, чем средние затраты на одного избирателя в округе (128 рублей̆). Эти примеры можно продолжить».
Это было дорого еще в ценах 2013 года, а сейчас обошлось бы в разы дороже, ведь услуги авиации за 8 лет сильно выросли в цене.
Как видно из этих примеров, голосование в труднодоступных местностях обходится дорого, требует тщательной подготовки и несет в себе связанные с опасностью для здоровья и жизни при преодолении сложной и труднодоступной местности риски для представителей избиркомов.
К слову, Росстат посчитал, что в труднодоступных местностях в России проживает 500 тыс. чел. Эта цифра включает и несовершеннолетних граждан. Но в любом случае, полмиллиона граждан — это немало, и ни у кого в здравом уме не должно возникнуть сомнений, что права граждан не должны быть нарушены, в том числе, их гарантии избирательных прав, и не важно, сколько человек проживает на данных территориях.
Цифра в 500 тыс. чел. вполне сопоставляется с цифрой в 300 тыс. чел., озвученной Владимиром Чуровым в 2015 году, просто в первом случае мы говорим обо всем населении труднодоступных территорий, а во втором случае учитываются только избиратели.
Должно ли ДЭГ прийти на смену традиционному голосованию в труднодоступных местностях?
Несомненно, проведение дистанционного электронного голосования — это единственный способ изменить ситуацию с голосованием в труднодоступных районах России. ДЭГ решает все вопросы сразу:
- Во-первых, это надежно и безопасно.
- Во-вторых, не придется организовывать досрочное голосование со всеми описанными выше трудностями.
- В‑третьих, ДЭГ значительно дешевле.
Да и запрос на дистанционное голосование поступил именно «отсюда», так как никакими другими способами проблемы организации голосований на труднодоступных территориях просто не решить. Ждать, когда транспортная инфраструктура придет на данные территории — это долго, правильнее рассчитывать на интернет в этих местах, он точно придет туда быстрее. Или он уже там?
Готова ли инфраструктура к проведению ДЭГ в труднодоступных местностях?
Можно снова обратиться к опыту ЯНАО, где в трех труднодоступных факториях — Лангет, Бованенково и Степана — уже осенью этого года появится интернет, сотовая связь и возможность безналичного расчета. Благодаря установке блок-контейнеров (специальные помещения с оборудованием) на факториях будет проведен интернет для получения доступа к социально-значимым информационным ресурсам, в том числе и к Госуслугам. Таким образом, у населения этих территорий появится доступ к получению полного спектра необходимых для взаимодействия с государством услуг. Как видно из этого примера, вопрос с размещением средств связи в труднодоступных местностях технически решаем
А вот еще один яркий пример: в деревне Нумто на границе Югры и Ямала живет около 200 человек ненцев и казымских хантов. Большую часть времени люди на этих землях проводят на стойбищах, где пасут оленей, охотятся и ловят рыбу. Круглогодичного дорожного сообщения с данным населенным пунктом нет, но в прошлом году там уже появился интернет, что позволило жителям пользоваться сайтом Госуслуги в полном объеме. Получается, что в ряде труднодоступных мест уже есть необходимая инфраструктура, а там, где еще нет, местные власти начинают ее создавать.
Если на ситуацию взглянуть под другим углом («ДЭГ должно стать еще одной услугой»), то получается, что это единственная услуга, которая сейчас недоступна для жителей труднодоступных мест, в отличие от того перечня, доступ к которому есть через сайт Госуслуг.
Разумеется, дистанционное электронное голосование находится в начале долгого, но перспективного пути. Препятствий, связанных с инфраструктурой связи, на данных территориях практически нет, и определенное количество жителей труднодоступных районов технически уже могут голосовать через Госуслуги.
Есть препятствия и другого характера. Путь ДЭГ перспективный, но встречает критику на своем пути. Есть необоснованная критика, как правило, ничем не подкрепленные высказывания, а иногда и просто фейки. Так критикуют обычно те, кто имеет четкую установку на дискредитацию любых избирательных процессов, с этой историей вполне все понятно. Но есть и те, кто, необоснованно критикуя, делают это по другой причине. Это те, кто пока не понимает, как наблюдать за дистанционным электронным голосованием.
Страх перед нововведениями можно понять, но от этого страха есть рецепт, который дал Генеральный секретарь Партии прямой демократии Олег Артамонов, призвав общественные организации, партии и СМИ уделить особое внимание подготовке экспертов для наблюдения за дистанционным электронным голосованием (ДЭГ). Критика нужна, но она должна быть обоснованной, чтобы разработчиками системы были учтены все проблемные вопросы, если таковые будут иметь место. Именно для этой работы и нужны квалифицированные наблюдатели и эксперты, обладающие компетенциями в криптографии, статистике, специфических отраслях математики, IT-индустрии. И проведение данной работы сможет гарантировать избирательные права нашим гражданам, в том числе проживающим в отдаленных районах России.
Член ВКС Партии прямой демократии
Андрей Филиппов