Москва проведёт аудит системы ДЭГ
Скандал, случившийся вокруг подведения результатов дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в Москве, вряд ли мог закончится сам по себе — и первый шаг в его разрешении сделала Общественная палата Москвы, предложив провести экспертный аудит московской системы ДЭГ.
Точнее говоря, сначала фигурировала формулировка «пересчёт голосов», но она с очевидностью была неверной, так как пересчёт голосов возможен только по решению избирательной комиссии или суда, а такого решения не принималось. Планируемое скорее можно назвать демонстрацией процедуры подсчёта голосов.
Дело в том, что в случившемся в Москве виноваты обе стороны. С одной стороны, ДИТ Москвы, как оператор московской системы ДЭГ, не только не провёл разъяснительную работу, но и не сделал правильных заявлений в моменте, когда уже стало понятно, что результаты подсчёта будут нескоро — а многие сторонние наблюдатели интуитивно ожидают, что они появятся мгновенно.
Здесь необходимо пояснить, что в московской ДЭГ есть две технические процедуры: расшифровка бюллетеней и поиск переголосований (нескольких бюллетеней от одного человека). Первое имеет линейную сложность (время расшифровки прямо пропорционально числу бюллетеней), второе — полиномиальную сложность O(n²). Соответственно, при 2 млн. избирателей и около 15 % переголосовавших вторая процедура заняла часы — и завершилась только в 4 утра 20 сентября. К 8 утра были сформированы, распечатаны и подписаны членами УИК ДЭГ протоколы голосования, потом в одном из них была найдена ошибка, комиссия собиралась снова, исправляла бюллетень… Всё это объяснено своевременно не было.
С другой стороны, наблюдение было и вовсе поставлено из рук вон плохо — судя по накапливающимся отчётам, ни одна партия не озаботилась приглашением наблюдателей, ориентирующихся в технологиях блокчейна, криптозащиты и архитектуре ДЭГ. Приглашённые «эксперты» принимали за ноду блокчейна красивый веб-интерфейс с текущей статистикой голосования, не были знакомы с архитектурой системы, с реализацией функции переголосования в ней, да и вообще в большинстве своём впервые увидели ДЭГ утром 17-го сентября.
Результат — например, заявления о том, что ДИТ Москвы якобы переписал данные в блокчейне, используя мастер-ключ, можно было бы подтвердить сверкой выгрузки блокчейна, полученной на ноде наблюдения и/или в файлах с observer.mos.ru, с финальной выгрузкой, которая доступна сейчас. Однако судя по тому, что на исходе третьих суток обсуждения в профильных группах — как минимум в двух наиболее активных, за которыми мы непосредственно наблюдаем — никто этого не сделал, о необходимости сохранения таких выгрузок никто и не думал; и отключение ноды наблюдения в 20:00 19 числа не снимает с наблюдателей ответственность за то, что и до 20:00 никакие данные ими не сохранялись и не обрабатывались. Всё «экспертное наблюдение» велось, похоже, методом пристального взгляда на экран — а когда экран выключился, наступила растерянность и непонимание дальнейших действий, переходящее в панику.
Для сравнения, в Общественной палате РФ работала экспертная группа, которая своими силами написала как интерфейс выгрузки транзакций в реальном времени с ноды наблюдения блокчейна федеральной ДЭГ, так и парсер для stat.vybory.gov.ru, скачивавший оттуда официальные часовые выгрузки транзакций, подписанные ключом системы ДЭГ. Сейчас уже идёт сверка и анализ этих выгрузок, более того, исходные коды всех использовавшихся утилит в ближайшие дни будут предоставлены публике.
Так вот, возвращаясь к мероприятию. По сути это — не пересчёт результата, а второй шанс для экспертов-наблюдателей подготовиться, а для ДИТ Москвы — чётко изложить принципы и особенности работы системы ДЭГ.
Посмотрим, воспользуются ли стороны этим шансом.